Статья
Миротворчество в Израиле: на пути к открытому обществу в условиях устойчивой демократии
Аннотация
Авторы | |
Журнал | |
Раздел | From religious consciousness to religious politic / От религиозного сознания к религиозной политике |
Страницы | 162 - 183 |
Аннотация |
DOI: 10.31696/2542–1530–2020–4–162–183 (Перевод с англ. статьи “Peace-BuildinginIsrael: TowardsanOpenSocietyin a SustainableDemocracy”, написанной специально для издания «Религия и общество на Востоке».) В статье рассматриваются возможности и проблемы, с которыми сталкивается Форум гражданского согласия (CAF), основанный в Израиле в 2002 г. как одна из площадок по обсуждению пути демократического развития страны. Автор является неформальным партнером и советником директора CAF в течение последних восьми лет. Форум ведет ряд проектов, в том числе работает с Кнессетом и собирает десятки постоянных арабско-еврейских групп, использующих метод совещательного диалога. Уточненная формулировка целей CAF – это «общество для всех в условиях устойчивой демократии». CAF понимает демократию как систему управления, в которой власть исходит из способности граждан принимать на себя решение общих проблем, начиная с собственных общин, и таким образом работать над формированием общегражданского будущего. Общество для всех и устойчивая демократия являются взаимозависимыми элементами. |
|
|
Получено | 21.03.2020 |
Дата публикации | 21.03.2020 |
Статья |
Выступая перед израильским Кнессетом в ноябре 1977 г., египетский президент Анвар Садат назвал то, что он видел в качестве основных барьеров на пути к миру между арабами и израильскими евреями: «Все же остается еще одна стена. Эта стена представляет собой психологический барьер между нами. Барьер подозрения. Барьер отвержения. Барьер страха быть обманутым. Барьер галлюцинаций вокруг любого действия, поступка или решения. Барьер осторожных и ошибочных интерпретаций всех и каждого события или утверждения. Именно этот психологический барьер, который я описывал в официальных заявлениях, составляет 70 процентов всей проблемы»[1]. Более сорока двух лет спустя этот психологический барьер остается тем, что многим кажется неразрешимым препятствием на пути к миру, и особенно между арабами и евреями в Израиле. Интифада или палестинское восстание конца 1980-х и начала 2000-х годов, беспорядочные убийства евреев арабской молодежью в течение последних трех лет свидетельствуют о глубине этой проблемы. Все это размывало интерес обеих сторон к дальнейшему арабо-еврейскому диалогу в Израиле. Например, когда в 2017 г. мы были у одной известной ультраортодоксальной активистки совещательного диалога между религиозными еврейскими (харедим) и рабскими женщинами, то стали свидетелями ее взволнованного восклицания: «Я больше никогда не буду встречаться с арабами. Все они убийцы!» И все же, несмотря на неудачи, в Израиле продолжаются усилия по созданию общества для всех и устойчивой демократии. В этой статье обсуждаются возможности и проблемы, с которыми сталкивается одна из таких инициатив – «Форум гражданского согласия» (ФГС; англ. – Citizens’ AccordForum), основанный в 2002 г. раввином Михаэлем Мельхиором, в то время депутатом Кнессета, и управляемый совместно Уди Коэном и Ибрагимом Абу-Шинди[2]. Автору этих строк довелось быть в течение последних семи лет неофициальным партнером и советником директора. ФГС осуществляет ряд проектов, включая издание арабо-еврейской газеты, координацию работы многонационального молодежного центра, взаимодействие с Кнессетом. Форум проводит уникальные в своем роде масштабные публичные встречи, известные под названием «Яффская конвенция», на которых регулярно присутствуют видные евреи и арабы, а также ведет десятки постоянно действующих арабско-еврейских рабочих групп, используя совещательный диалог для обсуждения или разрешения конкретных проблем в соответствующих общинах[3]. Все эти усилия были направлены на построение «мира». В 2014 г. удалось договориться о более точной формулировке целей ФГС – собственно, о том типе мира, к которому стремятся все участники ФГС. Основная цель была сформулирована как общество для всех в условиях устойчивой демократии (sharedsocietyin a sustainabledemocracy). ФГС понимает демократию как систему управления, в которой власть исходит из способности граждан принимать решения и работать над общими для всех проблемами, начиная с собственных сообществ, и таким образом, работать над формированием общего будущего, как посредством взаимодействия с согражданами, так и через организации и учреждения. Эти два элемента – общество для всех и устойчивая демократия – взаимозависимы. Одно невозможно ни достичь, ни сохранить без другого. В сегодняшнем Израиле, действительно, нет общего публичного пространства. Большинство израильских евреев и арабов замкнуты в своей скорлупе. Арабы, как правило, живут в собственных общинах, почти все арабские дети посещают только арабские школы. Та же самоизоляция свойственна для евреев-ультраортодоксов, тогда как большинство светских евреев живут в Тель-Авиве. Общество для всех предполагает, что все граждане Израиля будут обладать одинаковыми правами и обязанностями в публичном пространстве. Все заинтересованные стороны будут работать вместе для решения социальных вопросов – поверх различий в вероисповедании и этнической принадлежности. Вместе с тем, каждая группа в израильском обществе должна иметь право и возможность практиковать и поддерживать свои собственные верования и традиции. Основным предварительным условием для этого является демократия, в которой права всех защищены и в которой интересы, потребности и чаяния каждой части общества имеют равные возможности для выражения и реализации в политическом поле. Недавний законопроект о национальном государстве (nation-statebill), который впервые провозглашает Израиль «национальным домом еврейского народа» в его псевдоконституционных Основных законах (BasicLaws)[4], четко отражает глубину разделения, которое некоторые называют израильским «трайбализмом». Его сторонники утверждают, что этот новый закон закрепляет основное право еврейского народа на национальное государство (nation-state). Многие израильские евреи считают необходимым иметь основной закон, который демонстрирует и подчеркивает это основное право. Более того, закон рассматривается как ответ на требования арабов построить национальное государство для палестинцев – Палестины, наряду с существованием государства для двух наций – Израиля. Закон объявляется ответом на официальный документ «Видение будущего палестинских арабов в Израиле», на их требование национальных прав. В том документе говорится: «Определение израильского государства как еврейского государства и использование демократии на службе его еврейства исключает нас (арабов- палестинцев. – Прим. перев.) и создает напряженность между нами и сущностью этого государства. Поэтому мы призываем к консенсусной демократической системе, которая позволяет нам быть полностью активными в процессе принятия решений» [TheFutureVision… 2006, 5]. И арабы, и не только они утверждают, что «закон дискриминирует арабов Израиля и другие общины меньшинств». Свидетельством тому – и это особенно касается «общества для всех», – является фраза в новом законе, что «арабский язык понижается с официального статуса до “особого”»[5]. Иллюстрацией смятения арабов может служить заявление арабского депутата Кнессета Джамаля Хамалке, сделанного сразу после принятия закона: «Я с удивлением и скорбью провозглашаю смерть демократии…». Хотя законопроект явно ущемлял права большинства арабского населения, демократия показала себя в действии: большинством голосов в Кнессете этот новый закон был принят в полном соответствии с демократическими процедурами. Принятый закон является лишь одним из проявлений сложных, противоречивых и противоборствующих течений в израильском обществе – течений, которые дают основание считать цель построения израильского общества для всех в условиях устойчивой демократии благостной, но пока совершенно неосуществимой мечтой. Тем не менее, глубоко понимая эти течения, руководство ФГС разработало стратегии, которые уже дают краткосрочные результаты, но имеют также и долгосрочные перспективы. Чтобы понять эти стратегии, необходимо начать с конкретизации некоторых из «сложных, противоречивых и противоборствующих течений». Начнем с анализа населения Израиля. Население и Религия К моменту своего основания в 1948 г. население Израиля составляло всего 1 млн 174 тыс. человек, однако к 2018 г. эта цифра выросла почти до 9 млн. Из всего семикратного увеличения иммиграция составляет чуть более 19%, или примерно 1,8 млн. Государство было основано как еврейское, и недавно юридическое утверждение получил «еврейский национальный» характер Израиля. Тем не менее, количество евреев в процентном отношении к общему количеству израильтян имеет тенденцию к снижению еще с 1959 г., когда они составляли 89% от общей численности населения. Сегодня, оставаясь подавляющим большинством, евреи составляют только 74,3%, и это несмотря на иммиграцию. В свою очередь, население мусульманских граждан Израиля выросло с примерно 112 тыс. в 1949 г. (9,5% от общего числа), до более чем 1,5 млн, или почти 18% к 2017 году[6]. Как хорошо известно, «русские евреи» составляли подавляющее большинство всех израильских иммигрантов, особенно с 1971 года. Из 1 млн 744 тыс. иммигрантов в Израиль в период с 1949 по 2018 годы около 1 млн 262 тыс. прибыли из бывшего Советского Союза, то есть более 14% от нынешнего израильского населения, что составило значительную долю его прироста с 1971 г. Эта российская иммиграция проходила в три этапа, что в общем соответствовало изменениям советской политики, в том числе накануне распада Советского Союза, а затем как следствие – снятию ограничений на эмиграцию. В первой волне с 1971 по 1979 гг. насчитывалось около 119 тыс. иммигрантов, или более половины от общей иммиграции в Израиль за то десятилетие. Соединенные Штаты, Аргентина и Франция в течение этого времени в основном были источниками остальных иммигрантов[7]. Вторая волна началась в 1989 г. после первого ослабления ограничений на выездные визы из СССР. Произошел скачок показателя с менее чем 3 тыс. советских эмигрантов- евреев в 1987 г. до почти 13 тыс. в 1989 г. В 1990 г. в Израиль уехали более 187 тыс. россиян – больше, чем за любой год до или после. В целом, между 1989 г. и миллениумом почти 3/4 млн российских евреев выбрали Израиль своим новым домом. За последние 18 лет поток из бывшего Советского Союза постепенно уменьшался, достигнув в 2013 г. лишь 7,2 тыс. Однако за последние три года произошла третья, уже мини-волна новых приезжих, составляющая приблизительно 15 тыс. в год[8]. На сегодняшний день, когда лишь около 25% израильтян «рождены за границей», и «русские» составляют среди них подавляющее большинство, иммиграция как источник роста населения снижается и в течение нескольких лет, вероятно, будет играть незначительную роль. Это отчасти и потому, что в бывшем Советском Союзе осталось мало евреев. По состоянию на 2017 г., по оценкам Израиля, там осталось не более 176 тыс. евреев, поэтому, если бы даже все до последнего евреи эмигрировали из этого региона в Израиль, это немного добавило бы к нынешним 6,7 млн израильтян-евреев. В то же время иммиграция из других частей света составила в 2017 г. чуть более 7 тыс. Действительность такова, что почти 85% еврейского населения мира проживает только в двух странах: 45% в Израиле и 40% в Соединенных Штатах, причем иммиграция из США составляет от 1,5 тыс. до едва 3 тыс. человек в год[9]. Утрата решающего значения иммиграции для формирования политического ландшафта в Израиле может означать, что отныне необходимо принимать во внимание только внутриизраильские реалии, чтобы понять проблемы и возможности построения в Израиле общества для всех в условиях устойчивой демократии (sharedsocietyin a sustainabledemocracy). В этом плане результаты выборов в Кнессет в апреле 2019 г. позволяют предположить, что перспективы как общества для всех, так и сохранения значимой демократии абсолютно неясны. Израильское общество движется, судя по всему, в противоположном направлении, а именно вправо, что наиболее очевидно среди молодых избирателей, две трети которых поддержали г-на Нетаньяху. Согласно опросу, проведенному Институтом демократии Израиля, премьер-министр получил поддержку половины тех, кому от 25 до 34 лет. Более того, около 56% израильтян сегодня идентифицируют себя с правым крылом, по сравнению с 40% по опросу 15-летней давности[10]. Основным фактором в этом сдвиге к политическим правым стал рост ультраортодоксального, или харедимногонаселения, важной частью системы убеждений которых является ценность многодетных семей. С тех пор, как г-н Нетаньяху впервые вступил в должность, их доля выросла примерно на 33%, и ожидается, что в ближайшие десятилетие этот показатель увеличится еще на 50%[11]. Почти так же быстро, как харедим, растет и арабское население – как внутри самого Израиля, так и, особенно, на Западном берегу. Израиль вскоре может столкнуться с непростым выбором: либо стать двунациональным государством, либо государством, в котором арабы и другие меньшинства будут ущемлены в правах. В марте 2018 г. израильская армия представила Кнессету следующую статистику: «В настоящее время на Святой Земле, включая Израиль и палестинские территории, проживают около 6,9 млн евреев, по сравнению с 6,5 млн арабов. Серхио Делла Пергола, специалист по демографии из Иерусалимского Еврейского университета, заметил, что «разрыв, вероятно, полностью исчезнет в течение 15–20 лет»[12]. Религиозные разделения и демократия Было бы ошибкой рассматривать борьбу за будущее Израиля лишь как борьбу между его еврейскими и арабскими гражданами. Разногласия в израильском обществе намного сложнее, если судить по демографии, религии и политике. Для нашего анализа мы опираемся на масштабный опрос и анализ, проведенные PewResearchCenter (PRC) в 2016 г.[13] Самое поразительное, что 75% израильских мусульман считают себя религиозными. И это из почти 1,7 млн израильских арабов, или 18% от общего числа израильтян. Короче говоря, мусульмане являются наиболее религиозной группой в израильском обществе. Со стороны может показаться, что израильские евреи, как и само их общество, глубоко религиозны, в то время как лишь половина из них признает себя религиозными. Другая же половина – это светские, то есть евреи только по своей культуре и происхождению, которые в лучшем случае отмечают некоторые традиционные еврейские праздники. Среди религиозных наиболее политически влиятельными являются харедим и датим. Опрос PRC показывает, что вне рабочего места наблюдается очень незначительное личное или социальное взаимодействие поперек религиозных или этнических линий. В докладе говорится: «Высокорелигиозные и светские евреи живут в основном в разных социальных мирах, с их относительно небольшим количеством близких друзей и редкими внегрупповыми браками. Опрос показал, что на деле светские евреи в Израиле менее готовы смириться с тем, что их ребенок когда-нибудь свяжет свою судьбу с евреем-ультраортодоксом, чем даже, что их ребенок выберет себе пару из христиан». Такой «трайбализм» усиливает политические различия. Религиозные разделения порождают наиболее основополагающие политические разногласия в израильском обществе. Они создают фундаментальные проблемы для устойчивости демократического общества, в котором все имели бы равные права в публичном пространстве. Два ключевых внутренних напряжения могут подорвать израильскую демократию. Первое – между еврейскими религиозными законами и традициями и тем понятием равных политических прав, которое лежит в основе демократии. Из всех израильских евреев 76% согласны с утверждением, что демократия совместима с еврейским государством. Более всего это понятие поддерживают месоратим(слаборелигиозные, но чтущие еврейские традиции. – Прим. перев.) – 80%. Это неудивительно, поскольку центральным элементом консервативного иудаизма является «дух непредубежденного исследования и терпимости»[14]. Из харедим (ультраортодоксов) с тем, что демократия и еврейское государство совместимы, согласны 58%, и это самый скептический показатель для означенных групп евреев. Но реальный вопрос, рассматриваемый как проблема, заключается даже не в этих абстрактных понятиях. Вопрос стоит так: религия или демократические принципы должны иметь приоритет, когда между ними появляется противоречие? Только в этом вопросе и выявляются настоящие глубинные различия между израильскими евреями. Из харедим 89% твердо верят, что Галаха (иудейский религиозный закон, предание. – Прим. перев.) должна быть первостепенной, в то время как лишь крошечное меньшинство, всего 3%, поставило бы на первое место демократические принципы. Отражая всю глубину разногласий в этом фундаментальном вопросе, сходное большинство светских евреев, хилоним, поставил бы на первое место демократические принципы, и только 1% из этой группы поставил на первое место иудейский закон. Объединяя показатели для обеих групп, 62% израильских евреев выбирают демократические принципы. Подобным образом, 64% израильских арабов не верят, что Израиль может быть одновременно еврейским и демократическим государством. Эта проблема становится яснее, когда мы ставим в центр внимания степень поддержки населением превращение Галахи в государственный закон. Это сделало бы религиозный закон обязательным для всех, в сущности, требуя, чтобы все израильтяне жили в согласии с толкованием Галахи, которого придерживаются харедим или датим. В этом различия проявляются ясно и глубоко: подавляющее большинство харедим и датим, выступают за признание Галахи законом, в то время как такое же подавляющее большинство крупнейших еврейских групп – месоратими хилоним– отвергают такой шаг. Эти линии напряженности между демократией и религией далеки от абстрактных. Они находят свое конкретное выражение во многих основных политических проблемах, сотрясающих сегодня израильское общество. Возможно ли в Израиле общество для всех в условиях устойчивой демократии? Возможно ли вообще в этих условиях в Израиле общее социальное пространство? Может ли демократия со временем стать устойчивой? Что может потребоваться, чтобы начали уравновешиваться такие глубинно противоборствующие ценности? С момента своего основания в 2002 г. раввином Мельхиором Форум экспериментировал с возможными путями продвижения вперед в этом отношении. В течение последних шести лет ФГС сосредоточил все свои усилия на вопросе: как в Израиле возможна устойчивая демократия – в этом дробном обществе со ножественной идентичностью? В израильском обществе этот вопрос усугубляется неоднородностью национального самосознания в том остром конфликте, чье разрешение, к сожалению, не кажется близким (конфликт между евреями и арабами- палестинцами). Усугубляется он также разностью идентичностей второго уровня, которые также находятся в состоянии конфликта между собой (религиозные / нерелигиозные, либералы / консерваторы и др.). Суть нашей работы заключается в создании «совещательного диалога между идентичностями в конфликте». К счастью, наша работа показала, что этот вопрос, как и многие производные от него вызовы, имеют широкий отклик поверх многочисленных и сложных линий разделения в израильском обществе. Показательным является тот факт, что сегодня более десятка групп регулярно участвуют в обсуждении того, как решать практические вопросы в жизни конкретных общин – таким образом, чтобы поддерживать или продвигать развитие общества для всех при одновременном укреплении демократии. В такие совещательные группы сегодня входят эфиопская иммигрантская община, религиозные мусульманские лидеры, арабские СМИ и общественные лидеры, женщины-ультраортодоксы, религиозные сионисты, ультраортодоксальные раввины, арабские женщины, социальные работники, члены Кнессета и другие. Недавно ФГС расширил сферу своей деятельности, привлекая к совместной работе все группы и идентичности в Израиле: евреев, арабов, религиозных, нерелигиозных, либералов, нелибералов. ФГС также сотрудничает с местными харедимными городскими округами в рамках общественных проектов для решения общих социальных проблем, а также работает с ведущими в Израиле медийными каналами. Что побуждает израильтян участвовать в этом сложном и трудоемком деле? Для наглядности приведем два примера мнений – влиятельного имама и сионистского раввина правого крыла (они представляют собой дословные фрагменты из интервью с двумя членами ФГС, проведенных автором в 2018 г.)
В ФГС я возглавляю религиозную группу. Все ее члены – имамы, что означает, что они являются мостами к людям. Проповедь тысячам людей каждую пятницу предоставляет собой ценную платформу, чтобы говорить о чем-то новом. Они могут влиять на судьбы. Когда я начал с ФГС, я понимал, что встречи с другими группами, то есть арабами и евреями, будут разными. Когда мы встретились в Израиле, я замечал, что наш подход, наш путь – не тот, о котором мы говорили прежде. Это означает, что многое, многое изменилось благодаря этому диалогу. Когда мы говорим с людьми, они видят это. Если они хотят что-то сказать об обществе или других народах, они говорят о достоинстве, добрососедстве, о других как о братьях. Мы уже не можем делать то, что делали в прошлом. Это означает, что нам нужно многое, многое менять».
Но мы не левые, и это особый случай. Мы представляем правых Израиля, и мы впервые делаем что-то подобное. Мы хотим установить мир. Мы не хотим мира в соответствии с соглашениями в Осло или чего-то подобного. Но до сих пор религиозные сионисты только и говорили, что «нет, нет, нет». Сказать «нет» – это одно, но мы должны ответить, что позволило бы нам сказать «да». Что мы хотим? Как мы должны заключить мир? Все хотят мира. Мы молимся три раза в день о мире. Вопрос сейчас в том, как это сделать. Итак, мы заседаем вместе, советуемся. Мы повстречали много мусульманских ученых, как шиитов, так и суннитов, и размышляем вместе с ними – в Европе и в других местах. Министры от партии «Еврейский дом» просят от нас информации и идей, как разрешить конфликт. Я привлекаю к своим собраниям членов Кнессета от партии «Еврейский дом». Конечно, не всё публикуется, но эта работа очень и очень серьезная. Мои взгляды очень менялись, когда я, будучи членом Оксфордской исследовательской группы с 2009 по 2013 г., встречал людей из всего спектра израильского общества. Они постоянно говорили мне: мы понимаем, чего вы не хотите, но что именно вы хотите, кроме как депортировать их в Иорданию? Это мечта, но это несерьезно. Тогда я ернулся к однопартийцам и сказал им, что мы не можем просто сказать «нет». Чего же мы хотим? Если вы можете сказать, что вы хотите, возможно, вы сможете убедить и других согласиться с вами». В центре внимания – понятие гражданской демократии Во всей своей работе ФГС руководствуется понятием «глубинной» демократии, которое выходит далеко за рамки периодического голосования. Скорее, это представление о демократии как о системе управления, в которой власть исходит из способности граждан принимать решения по общим для всех проблемам. Проще говоря, она определяется способностью людей собираться вместе и решать демократическим способом общие проблемы. Чтобы принимать решения и действовать демократически, люди должны конструктивно говорить друг с другом о волнующих всех проблемах. Люди не будут говорить о них, если они не видят себя ответственными за их решение. Люди не будут говорить конструктивно, если не признают открыто напряженности между разными подходами к вопросам, которые дороги для всех. Таким образом, проблема должна быть названа так, чтобы люди увидели, что их личный интерес отражен в том, каким образом проблема обсуждается. Проблема должна быть сформулирована так, чтобы ответственность за действия затрагивала целый ряд участников, помимо экспертов и официальных учреждений. Но нужен не просто какой-то разговор: важно, как люди вместе говорят о проблемах. Они должны говорить о проблемах, признавая то, что ценно для каждого, чтобы понять и преодолеть напряженность, возникающую при вынесении суждений о том, что нужно сделать. Этим типом конструктивного разговора ФГС и определяет обсуждение. Участие в обсуждении проблем заставит людей расширить свое понимание природы этих проблем, что, в свою очередь, расширит их чувство самоопределения других и самих себя. Проработка этих проблем и напряженность, возникающая между тем, что люди хотели бы сделать, и вытекающими отсюда негативными последствиями, может привести к лучшему пониманию. А именно, того, как ситуацию, которая по-разному влияет на людей, можно легче всего переносить всем вместе, сообща. Таким образом, развитие способности людей управлять собой, даже при конфликте идентичностей, возрастает, потому что люди больше не желают сводить себя к единичным идентичностям и не считают, что сталкиваются с бинарным выбором. Когда люди собираются вместе с другими людьми, которые разделяют их заинтересованность и способность конструктивно решать проблемы, представляющие общий интерес для всех, соседствующих в определенном месте, эти проблемы служат рычагом для мышления по-другому. Обсуждение действительно помогает развить готовность действовать, что заставляет людей учитывать различные ресурсы, имеющиеся в их распоряжении. Использование таких ресурсов и усилия к тому, чтобы различные субъекты могли работать сообща, приводят к реакции общества на общие проблемы. Поощрение постоянного соучастия в изучении проблем является ключом к формированию демократических гражданских навыков. Так что, когда возникают другие проблемы, они также могут решаться демократическим путем. Прогресс на пути к обществу для всех в условиях устойчивой демократии требует, чтобы граждане, члены поляризованного общества, работали сообща в поиске решения общих проблем, которые не поддаются «техническим» односторонним решениям. В частности, [предлагаются методы]:
Высказывания участников показывают, что совещательный процесс имел некоторую эффективность в достижении этой первой цели – формирования голоса [озвучивание] или знания (creatingvoice, orknowledge) «другого». «Это важный вид деятельности. Для меня очень важно услышать и узнать, что думают “они”, и в не меньшей степени, чтобы они услышали и узнали, что думаем мы». «Мы даже достигли некоторых соглашений, вам следует проинформировать членов Кнессета, с которыми вы работаете, об этих соглашениях». «В следующий раз стоит пригласить больше средств массовой информации, чтобы больше людей узнали, что договоренности могут быть достигнуты по различным темам». «Очень важно, чтобы публика знала, что евреи-харедим и арабы встречаются и договариваются».
Опыт работы с такими совещательными группами и опыт совместного изучения проблем, накопленные с течением времени, научили ФГС, что для перехода от зала совещаний к действиям, то есть для повышения общегражданской ориентированности участников, им должна быть предоставлена возможность найти общую почву для принципиальных компромиссов, имеющих значение для всего израильского общества. К сожалению, этот опыт показывает также, что те ценности, на которых люди хотели бы сосредоточиться, как раз и разъединяют их. Видимо, такое сосредоточение непродуктивно, так как многие считают, что ценности, которые им наиболее дороги, например, религиозная свобода, равенство и вольность (religiousfreedom, equalityandliberty), являются абсолютными и ни при каких условиях не могут быть объектами компромисса. Короче говоря, проблема заключается в глубоком страхе, что движение к целям, которые они умом разделяют, может подорвать моральные и эмоциональные основы их образа жизни. Задача ФГС состоит в том, чтобы стимулировать признание того, что в конкретных ситуациях даже «безусловные» ценности часто оказываются в напряжении друг с другом. Создание общества для всех требует, чтобы все израильтяне, в конце концов, признали, а затем со временем взялись за интеллектуально сложную и эмоционально волнующую задачу «преодоления» этой напряженности, как отмечал социолог Дан Янкелович [Yankelovich 2014; 1991]. Чтобы предоставить израильтянам больше возможности для признания этого факта и начала работы по некоторых из наиболее фундаментальных компромиссов, включая их ценности, ФГС организовал в 2018 г. свой первый международный круглый стол. Идея заключалась в том, чтобы собрать за одним столом сорок влиятельных, вдумчивых людей, взятых из каждого израильского «племени» (“tribes”). Опираясь на лидеров разных общин, уже вовлеченных в работу, ФГС с трудом, но удалось собрать их за столом. Впервые на этой встрече присутствовали светские сионисты. Не без шума и взаимных обвинений, в конце концов многие участники признали, что впервые тот обмен мнениями «заставил» их переосмыслить многие из своих предположений и, по крайней мере, признать существование напряженности и компромиссов – в частности, между религиозными ценностями ультраортодоксов и базовыми демократическими ценностями и практиками. В течение нескольких месяцев после этого круглого стола ФГС получал запросы на участие в следующей сессии от все более авторитетных и влиятельных лидеров всех кругов израильского общества. А уже к третьей сессии, в феврале 2019 г., по меньшей мере 160 человек обратились с просьбой пригласить их на это совещание, из которых были отобраны 40 человек для проведения содержательного обмена. Нижеследующий раздел может помочь читателю хорошо почувствовать характер этого диалога идентичностей, ограниченного, однако, только двумя обменами мнений: по базовым ценностям и еще двум важным, но весьма противоречивым вопросам. Третий международный круглый стол Форума гражданского согласия Лучший подход в диалоге идентичностей, по мнению ФГС, – это сосредоточиться на фазе компромисса в совещательном процессе. Чтобы добиться признания напряженности вокруг базовых ценностей, ФГС попросил еврейского профессора и раввина и Верховного имама Израиля объяснить, как рассуждение (deliberation), в понимании ФГС, составляет основную часть как иудейской, так и исламской религий. Их подход состоял в том, чтобы показать, как вообще богословие включает в себя «уравновешивание» ценностей, даже базовых. Их выступления подвели к вопросу о том, где находится «красная линия», где каждый готов умереть ради собственных ценностей. Еврейская традиция предполагает глубокое обсуждение возможности общего вклада (sharing) человеческих сущностей с их социальной и другими составляющими. Один из ведущих подходов заключается в том, чтобы стремиться к уважительному и благоприятному обмену мнениями по принципу «то, что мое, также и ваше; то, что ваше – также и мое». Каждая сторона вносит свой вклад в общий результат, признавая важным и вклад другой стороны. Это также подходит и в качестве основы общего вклада в семейной жизни. Чтобы придать конкретные очертания этим философским и довольно абстрактным представлениям, были предложены некоторые из наиболее сложных конкретных вопросов, связанных с созданием общества для всех, чтобы выявить базовые компромиссы, связанные с их решением. В данном случае были рассмотрены проблемы гендерного разделения в высшем образовании и роли средств массовой информации в создании общества для всех. Эта повестка дня заполнила первый день. В отношении пола существуют три противоборствующие ценности: религиозная свобода, равенство и вольность (liberty). Один профессор стремился рассмотреть ценности религиозной свободы и равенства, утверждая, что они могут быть решены только в частных академических учреждениях, где поддерживается религиозная свобода. Включение значения равенства в дискуссию привело к решению о том, что в государственных учреждениях равенства должно быть наивысшим, и между мужчинами и женщинами не должно быть разделения. Преподавательница утверждала, что мы должны работать в соответствии с принципом совещательности, а это означает, что правительство не может вмешиваться в этот вопрос, а решать это может только каждая община. Проблема здесь заключается в том, поддерживает ли все сообщество религиозные ценности на одном уровне с равенством. Группа пришла к выводу, что по мере своего решения, в конечном итоге, этот вопрос, вероятно, столкнется с идеей смешанного образования. Обсуждение показало, что эти ценности, имея разное значение в глазах разных групп и тдельных лиц, действительно глубоко укоренены. В то же время большинство участников признало, что эти ценности противостоят друг другу, и поэтому рассуждение является подходящим и исчерпывающим подходом в определении их приоритета в конкретных обстоятельствах. Каковы были результаты? По вопросу возможности компромисса между дорогими для многих убеждениями выступления вызвали, конечно, бурную дискуссию, которая, по-видимому, способствовала серьезному размышлению участников. В частной беседе между еврейским и арабским докладчиками каждый из них выразил удивление по поводу совпадения базовых ценностей в каждой религии и согласился с тем, что, хотя иерархии ценностей существуют, компромиссы и поиск баланса являются нормальными и необходимыми. Дискуссия о раздельном образовании, по крайней мере, прояснила дистанцию между харедим, для которых разделение полов, по крайней мере до брака является стержневым убеждением, и теми, кто считает, что освобождение женщин от таких ограничений является их моральным долгом. Согласия по этому вопросу и не предполагалось. То, что ФГС предвидел и что на деле произошло, было серьезным, прямым рассмотрением компромиссов в этом вопросе. По крайней мере, первая стадия, осознание того, что компромиссы возможны, а также вторая – необходимость их рассмотрения, как представляется, были достигнуты среди наиболее ущемленных в этом отношении – харедим. Второй день был посвящен, главным образом, вопросам создания устойчивой демократии. Рабочая установка ФГС во всей его деятельности состоит в том, что он состоит из активных, демократических граждан. Принятая ими модель очень близко соответствует модели, описанной в «Экологии демократии» (DavidMathews, TheEcologyofDemocracy: FindingWaystoHaveaStrongerHandinShapingOurFuture. Dayton, OH: KetteringFoundationPress, 2014. Издано на русском: [Мэтьюз, 2016]), а их многочисленные постоянные совещательные группы, многие из которых работают над решением конкретных проблем в своих локальных общинах, представляют собой как эксперименты, так и образцы гражданской демократии в Израиле. Отдельная проблема, которая обсуждалась на том круглом столе, касалась границ инициатив граждан и организаций и их связи с государством. Был представлен конкретный пример – работа гражданского суда, который рассматривает вопросы сексуальных оскорблений (sexualabuse) в консервативных общинах, где большинство женщин не хотят сообщать о своих проблемах в государственные органы. В таких общинах очень сложно в эмоциональном плане признать, что у них вообще возможно сексуальное оскорбление. Поэтому одна современная ортодоксальная женщина вместе с группой раввинов создали общественную организацию, которая угрожает публичностью в рассмотрении доходящих до них инцидентов. Все это сделано в соответствии с государственным законодательством. Одним из результатов их работы является повышение уверенности женщин в том, что они могут обращаться с жалобами в суды, опираясь на поддержку этой группы. ФГС рассматривает эту инициативу как пример сотрудничества граждан с государством, налаживания моста между общинами и государством по такой крайне важной и очень деликатной проблеме. В конце встречи находившийся в зале видный ультраортодоксальный раввин пригласил основателя этой организации встретиться с ним и дать совет по созданию аналогичной организации в его общине, хотя первоначально он решительно возражая против самой идеи о том, что сексуальное оскорбление может иметь место в их среде. Тот круглый стол «поднял ил со дна», но также ясно дал понять, какие компромиссы необходимы для продвижения к разделяемой участниками цели, хотя все еще остаются принципиальные вопросы. Приведут ли выводы круглого стола к продолжению усилий по достижению компромиссов, необходимых для нахождения взаимопонимания? Будет ли в итоге выработан «общий этос», необходимый для единого публичного пространства? Как идейные наработки ФГС могут получить широкое распространяться в израильском обществе? Короче говоря, как спросил сопредседатель Форума Уди Коэн, «Где же мир?»
Перевел с англ. А. В. Сарабьев ЛИТЕРАТУРА Мэтьюз, Дэвид. Экология демократии. В поисках ведущей силы успешного будущего / пер. с англ. О. Ю. Фадина. М.: ЦентркнигиРудомино, 2016. 240 с. The Future Vision of the Palestinian Arabs in Israel / Ed. by GhaidaRinawie-Zoabi; The National Committee for the Heads of Arab Local Authorities. Nazareth, 2006. 40 p. Yankelovich, Daniel. Wicked Problems, Workable Solutions: Lessons from a Public. Rowman & Littlefield Publishers, 2014. 224 р. Yankelovich, Daniel. Coming to Public Judgment: Making Democracy Work in a Complex World. Syracuse University Press, 1991. – (The Frank W. Abrams Lectures). 368 р. REFERENCES Mathews, David. (2016) Jekologijademokratii. V poiskahvedushhejsilyuspeshnogobudushhego[The Ecology of Democracy: Finding Ways to Have a Stronger Hand in Shaping Our Future], Moscow, Rudomino. The Future Vision of the Palestinian Arabs in Israel (2006), ed. by GhaidaRinawie-Zoabi, The National Committee for the Heads of Arab Local Authorities. Nazareth. Yankelovich, Daniel (2014). Wicked Problems, Workable Solutions: Lessons from a Public. Rowman & Littlefield Publishers. Yankelovich, Daniel (1991). Coming to Public Judgment: Making Democracy Work in a Complex World. SyracuseUniversityPress. [1] Egypt-Israel Relations: Address by Egyptian President Anwar Sadat to the Knesset. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/address-by-egyptian-president-anwar-sadat-to-the-knesset. [2] ФГС является, конечно, лишь одной из «миротворческих» НПО Израиля. На сайте “SecretTelAviv” приводятся названия около 30 таких организаций. Peace NGOS Israel Database. URL: https://www.secrettelaviv.com/ magazine/blog/useful-info/peace-ngos-israel-database. Другойинтернет- сайт, “If Americans Knew”, перечисляет 25 светских, мусульманских, иудейских и христианскихмиротворческихорганизаций: Peace Groups and Other Organizations. URL: https://ifamericaknew.org/cur_sit/groups.html. [3] Подробнее о ФГС см. URL: https://www.caf.org.il. [4] Israel passes Jewish state law, enshrining ‘national home of the Jewish people’ // The Times of Israel, 19 July 2018. URL: https://www.timesofisrael.com/knesset-votes-contentious-jewish-nation-state-bill-into-law. [5] Arabic Downgraded in Contentious Jewish Nation Bill // Asharq Al-Awsat, 19 July, 2018. URL: https://aawsat.com/english/home/article/1336451/arabic-downgraded-contentious-jewish-nation-bill. [6] Israeli Central Bureau of Statistics, Israeli Population by Religion by year 1949– 2018. URL: https://www.jewishvirtuallibrary.org/vital-statistics. [7] Israeli Central Bureau of Statistics. Immigration into Israel by year. URL: https:// www.jewishvirtuallibrary.org/vital-statistics. [8] Ibid. [9] Vital Statistics: Jewish Population of the World (1882 – Present). URL: https:// jewishvitruallibrary.org/jewish-population-of-the-world. [10] Benjamin Netanyahu appears set to lead Israel in a Record Fifth Term // Wall Street Journal, April 12, 2019. URL: https://www.wsj.com/articles/benjamin-netanyahu-appears-to-set-to-lead-israel-in-record-fifth-term‑11554888521?mod=article_ inline. [11] Halbfinger, David M. It’s Netanyahu’s Israel Now // The New York Times, April 10, 2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/04/10/world/middleeast/ benjamin-netanyahu-israel-election.html. [12] Heller, Aron. Expert Confirms Jews and Arabs Nearing Population Parity // The Times of Israel, March 27, 2018. URL: https://www.timesofisrael.com/expert-confirms-jews-and-arabs-nearing-population-parity. [13] Israel’s Religiously Divided Society // Pew Research Center, March 8, 2016. URL: https://www.pewforum.org/2016/03/08/israels-religiously-divided-society. [14] Conservative Judaism // BBC, July 24, 2009. URL: www.bbc.co.uk/religion/religions/judaism/subdivisions/conservative_1.shtml. |