Аннотация
|
Брутальная пропаганда «Исламского государства» (ИГ)1
,
в том числе их глянцевый журнал Dabiq, адресованы прежде всего
мужчинам. Наш исследовательский интерес вызывают те немногие публикации журнала, целевой аудиторией которых являются
женщины. В русле противодействия пропаганде терроризма важно
проследить, какие аяты и хадисы, образы каких героев и героинь
раннего ислама используют идеологи ИГ для описания и продвижения приемлемой для них женской ролевой модели. Отбор ссылок
из Корана и Сунны отличается манипулятивностью и избирательностью. Истории женщин – героинь первых лет ислама, которые
должны стать образцами для подражания, – представлены в усеченном или искаженном виде. Главная задача этой пропаганды
подчеркнуть такие черты их характера и поступки, которые максимально соответствуют запросам идеологов возрождения халифата:
готовность к самопожертвованию, стоическое отношение к смерти,
абсолютная набожность, готовность принять любой закон, если, он
принят и одобрен халифатом. Законы и правила для женщин, представленные в пропаганде ИГ, декларируют приверженность шариату, однако идеальной женщине ИГ дозволяется и даже предписывается как развод, если супруг не одобряет джихад под знаменем
халифата, так и путешествие без сопровождения мужа или родственника, если это путешествие в халифат. Для пропагандистов
халифата истинная вера идеальной мусульманки – исключительно
«правильный» ислам, каким его представляют в ИГ: строгий салафизм джихадистского типа. Идеологи ИГ считают, что удел идеальной мусульманки – роль жены или вдовы муджахида, матери муджахида, но прежде всего – путь мухаджирки. Адресованная
женщинам пропаганда ИГ связана с триадой: покорная жена, благочестивая мать, целеустремленная мухаджирка, но все три ипостаси имеют вес, только если женщина – жена или мать приверженца салафитско-джихадистского течения в исламе, проживающая
на территориях подконтрольных ИГ. Представления идеологов ИГ
о роли женщины-мусульманки, семье и браке носят отчетливый
такфиристский характер.
|