Аннотация
|
В статье рассматривается процесс восстановления института тулку, или хубилганов (перерожденцев) в Монголии после 1990 г.
Этот средневековый религиозный институт по-прежнему сохраняет свою популярность и остается востребованным в мире тибетского буддизма в целом, и в монгольском обществе в частности, играет одну из ключевых ролей в восстановлении сангхи в современной Монголии. Хубилганы в силу своего статуса пользуются большим авторитетом среди верующих и способствуют развитию буддизма в разных районах страны. Появление Десятого Богдо-гэгэна
может значительно усилить место Монголии в мире тибетского
буддизма. Это может повлиять на стремление властей КНР контролировать процесс определения новых тулку с целью выбора своего
Далай-ламы в будущем. Все это привносит в ситуацию важный геополитический аспект: Десятый Богдо-гэгэн может стать высшим
авторитетом школы гелуг не только для монголов, но и для тибетцев и буддистов России, что идет вразрез с планами Китая. В статье дается подробная информация о современных монгольских
хубилганах, а также приводятся факты существования хубилганов
в социалистической Монголии. Современных монгольских перерожденцев можно разделить на три группы: признанные Далайламой и Богдо-гэгэном IX, признанные другими ламами и самопровозглашенные перерожденцы. Большинство из них обучаются
в тибетских буддийских монастырях в Индии и, вероятно, вернувшись будут укоренять тибетскую модель буддизма. Однако другие тулку выступают против влияния тибетской диаспоры, настаивая на самобытности монгольского буддизма, что в целом показывает отсутствие единства в монгольском буддийском сообществе.
Статья основана на изучении монголоязычных материалов, а также результатах полевых исследований автора.
|