Аннотация
|
Эпоху государств Сефевидов и Афшаров можно назвать периодом оживления христианства, характеризующейся численным увеличением и процветанием армянской общины и стремительным
возрождением миссионерской деятельности западных церквей.
Господство в таком многоэтничном геополитическом пространстве, каким являлось государство Сефевидов и Афшаров, где одновременно проживали представители не только разных этносов,
но и религий (ислам, христианство, иудаизм), требовало от правителей толерантного отношения ко всем своим подданным. Одним
из важных достижений в правлении Надир шаха Афшара, наряду
с его обширными завоеваниями, были попытки проведения масштабных реформ как в военно-государственной, так и религиозной сферах. Надир шах Афшар, возрождая кызылбашскую государственность, исходил в своей религиозной политике в отношении к христианским общинам из традиций прежней династии
Сефевидов, но придал этой политике новое содержание. Исследование вопроса об отношение Надир шаха к различным религиозным группам, особенно к христианам и иудеям, не менее важно, чем
его отношение к мусульманам, и попытки проведения религиозных
реформ.
В статье на основе первоисточников было изучено положение и статус христианского населения в годы правления Надир
шаха Афшара, особое внимание уделено малоизученному в историографии вопросу о предоставляемых со стороны властей привилегиях и вообще покровительстве армянской общине. Благосклонная политика Надир шаха по отношению к представителям христианских церквей и монастырей, выражена была в многочисленных указах ифирманах афшарского правителя. Благодаря покровительству Надир шаха, владения епархии Уч-Килься освобождались от налогов, им разрешалось не только восстанавливать церкви, но даже строить новые. Надир шах также покровительствовал
переселению армянского населения из соседней Османской империи. Анализ источников помог подробно рассмотреть обеспечение свободы вероисповедания в государстве Афшаров, налоговую
политику в отношении христианских храмов и монастырей и другие вопросы.
|