«Религия и общество на Востоке»

Периодическое издание Института востоковедения РАН, ISSN 2542-1530

Статья

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТАТУСЕ РАЗУМА (ПО ИРАНСКИМ ИСТОЧНИКАМ ДО КОНЦА XIII ВЕКА)

Аннотация

DOI 10.31696/2542–1530–2022–6–130–156
Авторы
Журнал
Раздел сознание – культура – теология
Страницы 130 - 156
Аннотация Понятие «разум» является одной из основных категорий иранской мысли. Производные от него встречаются в письменных памятниках иранских племен и народов, начиная с Авесты, в том числе, конечно, в поэзии эпохи ислама (например, в поэзии Рудаки, Кисаи, Фирдоуси, Насира Хосрова и Санаи), а также в предисловиях к различным прозаическим трактатам. Разуму и его панегирическому описанию отводится особое место, что составляет характерную особенность иранской культуры. С течением времени лексема херад стала доминантой лексико-семантического поля «разум–разумность», вытеснившей ряд синонимов. Автор считает, что слово «разум» (херад) в персидском языке указывает не только на высокие умственные способности человека, но и на его морально-этические и даже религиозные качества. Наблюдается стойкая ассоциативная связь между словом «разум» и такими понятиями, как «познание», «интеллект», «проницательность», «острый ум», «размышление», «правдивость», «искренность», «умеренность», «любовь к родине», «благочестие», «стремление улучшить мир», «бодрость духа», «божья благодать», «отвага» и «чистота», а также противопоставление «разумности» «эмоциональности», «лени», «отстраненности», «отшельничеству», «монашеству», «лжи» и «предательству». У этого слова сформировался широкий круг привычных ассоциаций, и с течением времени слово «разум» до некоторой степени вобрало в себя значения перечисленных понятий.
Получено 17.04.2023
Дата публикации
Скачать JATS Скачать PDF